Ровняем звук...

Здесь обсуждаются любые продукты компании СофтЛаб-НСК для телевизионного вещания (Форвард Т, Форвард ТС, Форвард Голкипер, Форвард Рефери, Форвард Офис, Форвард Инжест)

Модераторы: ElenVR, Людмила, PR

Ответить
Даниленко Сергей
Сообщения: 7093
Зарегистрирован: 26 фев 2004 09:53
Откуда: Techsupport SoftLab-NSK

Сообщение Даниленко Сергей »

Я уже не один раз вам писал: конкретные настройки звука зависят от многих параметров и не могут быть одинаковыми на всех телеканалах.
MorAlex
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 10 апр 2010 13:17

Сообщение MorAlex »

Не знаю в эту ли тему я написал, но проблема у нас возникла именно из за этого "хорошего" закона.

Канал РЕН как и все другие разослал типовое письмо с параметрами и предупреждениями. На прошлой профилактике они как и предупреждали поставили в звуковой тракт лимитер/компрессор/экспандер или Бог знает, что ещё. Но не в этом дело. DTMF метки которые раньше работали безупречно теперь срабатывать отказываются. У нас не менялось ничего. Я отписал фрагмент с меткой и разница видна сразу. Метки их приблуда искажает. На скрине видно. ftp://trk-kvant.ru/incoming/Screen.jpg На портале РЕН для партнёров про это молчок. Как с этим бороться? Посоветуйте пожалуйста.

Выше спрашивали про оборудование для выравнивания звука в SDI. У Profitt есть решение: http://www.profitt.ru/RUSSIAN/zs_v_sdi.html Модель PALС-7357. Правда стоит 110 т.р. Но покупать деэмбеддер, звуковую обработку и эмбеддер по стоимости обойдётся дороже. Качества и надёжности такая цепочка так же не добавит.

Вот ещё. Может кто знает. Этот закон касается только эфирного вещания или так же кабельных сетей и IP?
vd
Сообщения: 2311
Зарегистрирован: 05 мар 2003 19:21

Сообщение vd »

Метки их приблуда искажает. На скрине видно.
Еще бы посмотреть, как эти метки выглядели до искажения. Скорее всего, просто уменьшилась их громкость. То, что звуки метки стали разными по громкости относительно друг друга - не так важно для распознавания, как их общая громкость в целом.
Как с этим бороться?
Попробуйте в настройках распознавания DTMF поднять входной уровень сигнала.
У нас не менялось ничего. Я отписал фрагмент с меткой и разница видна сразу.
"Не менялось ничего" - возможно, и есть причина проблемы - надо было поменять (см. выше).

Можете прислать настройки ваших программ, собранные с помощью программы SaveInfo, и записанный фрагмент на наши адреса техподдержки? Если фрагмент занимает большой объем, его можно выложить на какой-нибудь файлообменник и прислать нам ссылку.

Кроме того, есть такой момент:
viewtopic.php?p=22937#22937

Какая плата у вас используется? Звук с DTMF-меткой идет со входа платы?
MorAlex
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 10 апр 2010 13:17

Сообщение MorAlex »

Плата FD300. Звук берётся со входа. Данные настроек и уровень я пришлю чуть позже.
touche80
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 07 апр 2014 04:19

Сообщение touche80 »

MorAlex писал(а):Не знаю в эту ли тему я написал, но проблема у нас возникла именно из за этого "хорошего" закона.

Канал РЕН как и все другие разослал типовое письмо с параметрами и предупреждениями. На прошлой профилактике они как и предупреждали поставили в звуковой тракт лимитер/компрессор/экспандер или Бог знает, что ещё. Но не в этом дело. DTMF метки которые раньше работали безупречно теперь срабатывать отказываются. У нас не менялось ничего. Я отписал фрагмент с меткой и разница видна сразу. Метки их приблуда искажает. На скрине видно. ftp://trk-kvant.ru/incoming/Screen.jpg На портале РЕН для партнёров про это молчок. Как с этим бороться? Посоветуйте пожалуйста.

Выше спрашивали про оборудование для выравнивания звука в SDI. У Profitt есть решение: http://www.profitt.ru/RUSSIAN/zs_v_sdi.html Модель PALС-7357. Правда стоит 110 т.р. Но покупать деэмбеддер, звуковую обработку и эмбеддер по стоимости обойдётся дороже. Качества и надёжности такая цепочка так же не добавит.

Вот ещё. Может кто знает. Этот закон касается только эфирного вещания или так же кабельных сетей и IP?
поможет вам или нет, но коллеги, работающие с рен тв, решили проблему дтмф выставив допустимое отклонение 60 мс
https://yadi.sk/i/vkAbRZnIgHn7u
MorAlex
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 10 апр 2010 13:17

Сообщение MorAlex »

touche80 писал(а):поможет вам или нет, но коллеги, работающие с рен тв, решили проблему дтмф выставив допустимое отклонение 60 мс
https://yadi.sk/i/vkAbRZnIgHn7u
Да, именно это и помогло! Большое спасибо!
wvlas
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 мар 2008 15:47

Сообщение wvlas »

Вопрос по SLAudioNormalizer ITU–R BS.1770-3. Если им обработать файл длительностью 5 минут, в котором например 2 минуты очень тихой рекламы а остальные 3 минуты очень громкой рекламы. SLAudioNormalizer создаст SLIni-файл с корректировкой в db. OnAir проиграет этот файл с этой корректировкой SLIni-файла и на выходе будет значение громкости рекламного блока минус 23 LUFS с допусками +/-0.5 LU, или просто уровень этого файла не будет выше 23.0 ± 0.5 LUFS?
Этот же вопрос но по другому - как бы криво не был сделан монтажерами рекламный блок, корректировкой SLIni-файла OnAir выдаст уровень звука к 23 LUFS или только не больше 23 LUFS? А если эти 5 минут выйдут в эфир с существенно низкой громкостью а не 23 LUFS, это нарушение?
Александр_Брянск
Сообщения: 118
Зарегистрирован: 26 июн 2007 19:41
Откуда: ТРК "Брянская губерния"

Сообщение Александр_Брянск »

Может "глупый" вопрос, но задам. А зачем вообще монтировать рекламный блок? Расписанием выдавать ролики разве не судьба?
wvlas
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 мар 2008 15:47

Сообщение wvlas »

Судьба здесь не при чем. Тут вопрос про продолжительный файл с заметно меняющимися уровнями звука, как его выдать в эфир? С какими параметрами и как, без нарушений, и аппаратных средств. 23 Lufs в своих вставках нужно держать постоянно или не превышать? Вот в чем вопрос. По закону "значение громкости рекламного блока минус 23 LUFS с допусками +/-0.5 LU". Если не превышать, то +0.5 LU понятно, то для чего тогда -0.5 LU?
Игорь Таранцев
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 04 янв 2004 12:45
Откуда: СофтЛаб-НСК

Сообщение Игорь Таранцев »

Я могу ответить на вопрос каким будет уровень файла - он будет -23 ± 0.1 LUFS. Даже если в нем есть 2 минуты очень тихого звука. Но на вопрос каким будет уровень рекламного блока я ответить не могу, поскольку по рекомендации измерять будут интегральную громкость всего рекламного блока, включая анонсы. То есть измерять будут интегральную громкость и других файлов (если их в расписании несколько), и громкость звука за пределами рекламного блока (как минимум громкость федеральной заставки). Естественно, что интегральная громкость всего блока будет немного другой, чем интегральная громкость одного файла. Вот здесь и пригодится отличие на ± 0.5. Все надеятся, что измеренная интегральная громкость не будет сильно отличаться. Но в общем случае нельзя сказать, что если один файл имеет интегральную громкость ровно -23LUFS и второй файл имеет интегральную громкость ровно -23LUFS, то интегральная громкость последовательности из двух этих файлов будет точно равна -23LUFS. В алгоритме измерения интегральной громкости звука используется рекурсивный фильр, поэтому история измерений важна. Однако в стандарте предполагается, что отличие фрагмента будет очень небольшим, гораздо меньше ± 0.5.

Также хочу заметить, что в рекомендации написано, что штрафовать будут только превышение на 1.5 интегрального уровня рекламы над интегральным уровнем передачи до и после рекламного блока. То есть будут измерять передачу (которая гарантируется федеральным каналом с точностью ±1). И ее будут сравнивать с рекламой, которая должна играться с точностью ±0.5. Вот и выходит максимальная разница +1.5, за превышение которой и будут штрафовать.

Итак, возвращаясь к вопросу от 5 минутном файле с 2 минутами тихой рекламы. По правилам измерения интегральной громкости звука никого не волнует как сильно меняется громкость внутри рекламного блока. Понятно, что зрители будут обижаться. И рекламодатели будут обижаться. Но закон ограничений не вводит. И программа OnAir отработает интегральную громкость как надо.
Вот когда в закон введут ограничения по диапазону (разница между максимальной и минимальной громкостями), вот тогда будут проблемы. А пока штрафов можно не боятся :)
Игорь Таранцев
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 04 янв 2004 12:45
Откуда: СофтЛаб-НСК

Сообщение Игорь Таранцев »

wvlas писал(а):Этот же вопрос но по другому - как бы криво не был сделан монтажерами рекламный блок, корректировкой SLIni-файла OnAir выдаст уровень звука к 23 LUFS или только не больше 23 LUFS?
OnAir выдаст интегральную громкость, измеренную в пределах этого файла -23± 0.1 LUFS.
Интеграьная громкость всего рекламного блока (включая анонсы) будет другой.
wvlas писал(а):А если эти 5 минут выйдут в эфир с существенно низкой громкостью а не 23 LUFS, это нарушение?
Если у Вас вещание аналоговое, то нарушения не будет. Если цифровое, то будет.
Игорь Таранцев
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 04 янв 2004 12:45
Откуда: СофтЛаб-НСК

Сообщение Игорь Таранцев »

wvlas писал(а):Судьба здесь не при чем. Тут вопрос про продолжительный файл с заметно меняющимися уровнями звука, как его выдать в эфир? С какими параметрами и как, без нарушений, и аппаратных средств. 23 Lufs в своих вставках нужно держать постоянно или не превышать? Вот в чем вопрос. По закону "значение громкости рекламного блока минус 23 LUFS с допусками +/-0.5 LU". Если не превышать, то +0.5 LU понятно, то для чего тогда -0.5 LU?
Измеряется интегральная громкость всего рекламного блока, включая анонсы. Изменения громкости внутри одного файла не играют роли. У Вас может быть один файл очень тихим, а второй очень громким. Если их интегральная (то есть в некотором смысле суммарная) громкость равна -23LUFS (с требуемой точностью), то проблемы нет.

Обращаю внимание, что -23 LUFS не равно -23 dBFS. В BS.1770 используется пара специальных фильтров, изменяющих громкость звука. Нужно измерять именно в LUFS, и именно интегральную громкость (еще есть мгновенная громкость и громкость "short-term").
wvlas
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 мар 2008 15:47

Сообщение wvlas »

Игорь Таранцев писал(а): Также хочу заметить, что в рекомендации написано, что штрафовать будут только превышение на 1.5 интегрального уровня рекламы над интегральным уровнем передачи до и после рекламного блока. То есть будут измерять передачу (которая гарантируется федеральным каналом с точностью ±1). И ее будут сравнивать с рекламой, которая должна играться с точностью ±0.5. Вот и выходит максимальная разница +1.5, за превышение которой и будут штрафовать.
Нужно федеральный канал прогнать через спутник-ресивер-Forward-передатчик до ФАС с гарантируемым уровнем федеральным каналом с точностью ±1 и туда вставить свой с максимально разрешенным +1.5 или -+1.5 относительно до и после вставки? Если весь (или все файлы как Вы говорите) тихий, и 23 не наберется за весь рекламный блок, будет например 18 lufs? это нарушение?
Последний раз редактировалось wvlas 09 май 2015 07:55, всего редактировалось 3 раза.
wvlas
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 мар 2008 15:47

Сообщение wvlas »

Если я правильно понимаю, идет фильм, ночь тишина, включается наш первый очень громкий ролик, бьет зрителя по ушам, а затем последующими тихими роликами в этом же блоке понижает весь блок до -23lufs, это не нарушение?
Последний раз редактировалось wvlas 08 май 2015 21:32, всего редактировалось 1 раз.
vd
Сообщения: 2311
Зарегистрирован: 05 мар 2003 19:21

Сообщение vd »

У меня ощущение, что в обсуждении образовалась некоторая путаница и недопонимание. Попробую написать максимально кратко.

1. При нормализации звука в ролике измеряется интегральная громкость по всему ролику. Затем в SLIni-файл прописывается такой уровень корректировки, чтобы в результате при воспроизведении интегральная громкость ролика стала -23 lufs. Т.е. меняется лишь уровень (коэффициент усиления) всего ролика в целом, разные участки ролика при этом относительно друг друга никак по громкости не изменяются.

2. Интегральная громкость - не мгновенная, и при ее вычислении звук предварительно обрабатывается частотным фильтром, в результате в звуке могут быть (т.е. допускаются) кратковременные громкие "выбросы". Их наличие не является нарушением. Интегральная громкость измеряется, если не ошибаюсь, за 3 секунды минимум - это означает, что сильно громкие участки длительностью менее секунды вряд ли внесут большой вклад в уровень интегральной громкости.

3. Если в фильме была тишина, а после этого сразу начинается рекламный ролик с громким звуком - да, это "даст по ушам", но благодаря ограничению в -23 lufs этот эффект куда меньше, чем бывало раньше (и бывает до сих пор в каналах на YouTube или сайтах вроде ivi.ru, zoomby.ru и т.д.). Кроме того, вас же не смущает, когда внутри фильма идет тишина в течение долгого времени, а потом она вдруг прерывается внезапным взрывом?

4. Про громкость рекламного блока. Если вы весь рекламный блок соединили в один файл, нормализатор измерит интегральную громкость по всему блоку. Я считаю, что это неправильно - при монтаже можно один ролик сделать очень громким, остальные тихими (намеренно или случайно), результат рекламодателям вряд ли понравится. Лучше все-таки каждый ролик оставлять в отдельном файле, нормализатор измерит уровень каждого в отдельности, выставит соответствующие корректировки в SLIni-файл, и в результате все ролики блока будут звучать примерно с одинаковой громкостью. Даже если рекламодатели принесли их сделанными с разной громкостью.

5. Если хочется, чтобы на выходе звук не просто ограничивался по максимальному уровню (как это делается сейчас, и чего достаточно по закону), нужно выходной звук пропускать через специальный динамический звуковой процессор - левеллер. Который не просто ограничивает громкость, но еще и тихие участки (но не слишком тихие) "на лету" делает громче, подгоняя их по уровню к громким участкам.

Конкретные модели приборов, работающих именно так, как в п.5, я сам не знаю. Кроме того, из закона следует, что нет требования весь звук приводить именно так к одному уровню. Есть лишь требование, чтобы максимально громкие участки (причем, не по пиковому уровню, а по интегральной громкости) не превышали максимально допустимый уровень. Более тихие участки могут быть сколько угодно тихими.

Звук в рекламе в любом случае обычно стараются делать максимально громким, и в течение всего рекламного ролика громкость получается почти одинаковой. Для этого звук ролика пропускают через компрессор - во всех монтажных программах такой вид обработки есть. По крайней мере, все "значимые" участки рекламного ролика обычно имеют максимальную громкость, и одинаковую.
Ответить